08.02.2017 в 21:14
Пишет tokyo:Статья "Искусство далёкой-далекой..." - tokyo (Tadanori)URL записиНазвание: Искусство далёкой-далёкой галактики: краткий обзор
Автор: WTF Star Wars 2017
Бета: WTF Star Wars 2017
Размер: 6200 слов
Категория: аналитика
Предупреждения: много текста и тяжёлых картинок. Подавляющее большинство картинок кликабельно.
Для голосования: #. WTF Star Wars 2017 - "Искусство далёкой-далёкой галактики"
читать дальше
Искусство далёкой-далекой галактики: краткий обзорПосвящается любознательному анониму,
который своей заявкой на Инсайде
подвиг нас расчехлить внутреннего арт-гика.
1. Вступление.
2. Предисловие: специальная глава для любознательного анонима.
3. Двадцать чудес галактики: всё лучшее, что было создано разумными существами.
4. Архитектура: искусство жить в красивых зданиях.
5. Скульптура: память, тщеславие и пропаганда.
6. Живопись: много картинок вразнобой.
7. Литература: «Не лѣпо ли ны бяшетъ, хаттие?..»
8. Музыка, театр и балет: ария с подтанцовкой.
9. Неизящное искусство: граффити, ноуз-арт, реклама и кое-что еще.
1. Вступление
Основная часть того, что мы знаем об искусстве ДДГ на данный момент, известна из Расширенной Вселенной и, следовательно, не является каноничной. Поэтому если напротив имени, названия или жанра нет пометки (к), или в тексте прямо не указано, что это канон, то помните: это информация из РВ, к которой нужно относиться с осторожностью, потому что рано или поздно её перепишут или отменят.
История космической человеческой цивилизации в ДДГ насчитывает более двадцати пяти тысячелетий. До этого галактическую экспансию проводили многочисленные расы алиенов, начиная с ракат, строивших Вечную Империю (которая, как и положено, развалилась практически сразу же после постройки) и заканчивая более экзотическими целестиалами, создавшими кореллианскую Центральную станцию, колуми, ква, килликами и прочая, прочая, прочая. Они все обладали собственной богатой культурой, влияющей на культуру и искусство Старой республики. Но и сама республиканская культура была очень неоднородной — многочисленные расы, огромные расстояния и невероятно долгая жизнь самого государства хождению строем отнюдь не способствовали.
Первую монолитную культуру, как ни странно, создала не Империя Палпатина, а ситхская цивилизация. Её артефакты почти всегда одинаковы и опознаются с одного взгляда. Когда у их сестер по Силе, Ордена джедаев, все было причудливо и разнообразно, то ситхи довольно рано пришли к своему идеальному видению мира и искусства и насаждали его с железобетонной неотвратимостью: если лайтсабер, то только красный, если голокрон, то только пирамидкой, если строение, то только дворец или гробница, если статуи, то только суровый пафос, если литература, то только какой-нибудь мрачный гримуар о создании мерзких тварей.
Империя Палпатина, хоть и пыталась внедрять однородную Высокую человеческую культуру, все же была слишком обширна. Под тяжелой рукой имперской цензуры и одобряемого наверху искусства пышным цветом цвело искусство народное — от хулиганских граффити (в каноне их рисовала Сабина Рен) до религиозных гимнов джедаям. На каждую патриотическую песню вроде «Славы Империи» (к) приходилась пародийная «Множество протезов Вейдера» (к). После победы Восстания как в РВ, так и в новом каноне цензура была отменена, и художники и поэты вновь принялись творить кто во что горазд.
2. Предисловие: специальная глава для любознательного анонима
Уважаемый и дорогой анон! Нам очень жаль тебя разочаровывать, но мы прямо скажем: ту цитату, которую ты привел в качестве примера, переводить нужно совершенно не так. Ты хотел узнать судьбу художника Сана, о котором говорил адмирал Траун: «Полотна Сана. <...> Приблизительно между 1550 и 2200 годами предымперской эры. Обратите внимание на изменения стиля: здесь — первый контакт с Тенкорой. Там — <...> примеры древнего искусства паоннидов. Обратите внимание на явную связь с ранними работами Сана, а также с плоскими скульптурами Вааткри середины восемнадцатого столетия».
О чём на самом деле говорил гранд-адмирал: «Картины расы саффов. Датируются приблизительно между 1550 и 2200 годами доимперской эпохи. Посмотрите на изменения стиля: здесь — первый контакт с теннкорцами. Там — примеры паоннидского искусства экстрассы. Обратите внимание на явную связь с ранними картинами саффов, а также с рельефами расы вааткри середины восемнадцатого столетия доимперской эры».
Итак, что мы знаем о выпендрёжнике Трауне? Он любил антиквариат и ценил искусство алиенов — сомнительное увлечение для адмирала Империи, лозунгом которой был Non-HuMan. Про сами же расы достоверно известно очень мало — упоминаются они мельком, и фигурируют только в текстах самого Тимоти Зана. Впрочем, любезный анон, вот тебе изображение представителя расы вааткри: они были разумными существами, чья биохимия основана на неуглеродных соединения. До полового созревания они существовали в виде полуразумных глыб камня. По достижению зрелости они обрастали защитными пластинами и принимали постоянный вид — обычно невысокого гуманоида. Самой известной формой их искусства были рельефы (плоские скульптуры). Особенно славилась ими планета Урдо III в Среднем кольце (Мидриме). Со временем и другие расы переняли искусство создания вааткрийских рельефов: известно, что имперскому моффу Аннару, принадлежал рельеф «Звёзды и луны», созданный известным художником с Чандрилы.
С этими «Звёздами и лунами» связана забавная легенда. Где-то за год до битвы при Явине суллустанец Кункус Локб, шулер, контрабандист и тонкий ценитель искусства, узнал о бесценном рельефе, и загорелось ему этот рельф присвоить себе, аж кушать не мог, так он его хотел. Здраво предположив, что мофф просто так с сокровищем не расстанется, Кункус Локб изготовил подделку и спрятал её в секретном отсеке своего корабля «Далёкий ветер». После этого он сел с моффом за карточный стол, и, поскольку был шулером, бесстыже моффа обыграл. Ставкой в игре, разумеется, были «Звёзды и луны». Заполучив желанное произведение искусства, Кункус спрятал его в другом секретном отсеке «Далёкого ветра». Но от злого моффа он улететь не успел — Аннар узнал о том, что его надули, приказал суллустанца арестовать, а всё его имущество реквизировать. Кункус не признался, где он спрятал выигрыш, и мофф приказал его убить, полагая, что рельеф находится на корабле, и можно будет легко его найти. Но не тут-то было. Сколько корабль ни обыскивали, но ни один секретный отсек и не нашли. В итоге мофф сдался, и «Далёкий ветер» пошел с молотка. Вот так и летает по галактике потрёпанный кореллианский грузовичок, в секретном трюме которого лежат шедевр и подделка.
В общем, анон, извини, если разочаровали.
3. Двадцать чудес галактики: всё лучшее, что было создано разумными существами
К десятитысячелетию Старой Республики учёным Викенди был написан исторический труд «Arturum Galactinum». В нём впервые появился список двадцати чудес галактики — величайших творений гения человеческого и не очень человеческого. Большая часть упомянутых в нём чудес до времен Империи не сохранилась, но список этот считался непререкаемым авторитетом для всех знатоков искусства. Викенди часто критиковали за хуманоцентризм, и в подражание его чудесам многие другие расы создали свои списки. Империя посчитала Arturum Galactinum очень полезным — мало нам хуманоцентризма, так еще и подавляющая часть чудес находилась рядом с планетами Ядра, центральной части галактики. Так что Империя всячески продвигала и исходную версию, и новую, улучшенную верноподданными историками.
В исходный список входили:
Имперский дворец на Корусанте. Тут нужно отметить, что в РВ и новом каноне это два разных здания. В РВ это было отдельное сооружение, которое находилось по соседству с джедайской Храминой и зданием Сената. В новом каноне Имперский дворец — это бывший Храм джедаев. Выглядят эти два здания совершенно по-разному. Дворец из РВ был сильно повреждён во время йуужань-вонгской войны, но сохранился вплоть до времен Империи Дарта Крайта (130 ПБЯ).
Пирамида рассвета на Ааргау. Одно из старейших сооружений в галактике, было построено цивилизацией шару ок. 100 000 годя ДБЯ. Пирамида Рассвета была создана из переливающегося радужного пластика, который невозможно было уничтожить, и поэтому она существует до сих пор.
Медные солдаты с Аксума. Армия из тридцати пяти тысяч солдат, отлитых из чистой меди. Создана неизвестной расой, скорее всего в дореспубликанское время. На лице каждого из солдат запечатлены страх и боль. Легенда гласит, что когда-то это была настоящая армия, которую с помощью магии превратили в статуи.
Шоукенский шпиль. Огромный небоскреб на планете Шоукен строили в течение девяти тысяч лет, и к 18 780 году ДБЯ он достигал низкой орбиты (если Шоукен размером был с нашу Землю, то это около 200 км). В 18780 году ДБЯ его разрушили.
Маяк Белгот. Был построен приблизительно в 25100 году ДБЯ по заказу некоей Борте Белгот. В течение одиннадцати тысяч лет использовался по прямому назначению — указывал путешественникам путь через гиперпространство. Во время Второго алсаканского конфликта (16 200 — 15 400 ДБЯ) был разрушен. Его поверхность украшали три лица: какодемона (несуществующего мифического чудовища), молатора (алдераанского сказочного существа, которое потом стало фигуркой для дежарика) и колуми (представителя одной из старейших рас в галактике). Колуми на картинке слева, молатор справа, какодемона не видно.
Королевская долина Даро. Некрополь правителей расы даросов, славилась своими гробницами и статуями. Из-за сильного кислотного загрязнения долину покинули в 4000 году ДБЯ.
Архив Селебратус. Огромнейшая библиотека на планете Оброа-Скай, в которой хранились записи о более чем трёхстах тысячах разумных видах. Архив был создан в 16782 году ДБЯ и дожил до имперских времён.
Статуя Ксима-деспота. Стометровая статуя тирана Тиона (о нём подробнее читайте в разделе «Литература» ) была сделана из металла и камня. Внутри статуи были потайные помещения, в которых хранились сокровища Ксима. К концу его правления землетрясение разрушило статую, но слава о ней была так велика, что 15 тысяч лет спустя Викенди включил её в список чудес галактики.
Город Кревасс на Алдераане. Весь город был высечен в стенах гигантского ущелья. Самые старые здания были у поверхности планеты, со временем алдераанцы забирались все глубже и глубже. Город славился красотой своих пещер, подземными озёрами, а также прихотливым искусственным освещением — солнца в нём почти не было, и поэтому на всех улицах горели прекрасные разноцветные огни. Кревасс погиб при уничтожении Алдераана.
Ковчег барона Олетфанта. Огромный корабль золотого цвета, инкрустированный розовыми и лазурными кристаллами. Более сотни лет ковчег собирал образцы видов водных обитателей различных планет. Незадолго до включения в список чудес он был утерян и найден только в 520 году ДБЯ.
Ледяные гробницы на Корусанте. Сложный комплекс пещер, высеченных в гигантском леднике, находится недалеко от южного полюса Корусанта. В конце туннелей располагается тринадцать погребальных камер, каждая из которых содержала мумию, богатое оружие, доспехи и военные трофеи. Археологи полагают, что в гробницах были захоронены вожди тринадцати наций Желла, которые были бежали на южный полюс после поражения от тонгов (будущих мандалорцев). Во времена Республики гробницы были популярной туристической достопримечательностью, но при Империи их прикрыли. Новая Республика вновь сделала доступной их для публики, а отдельные гиды утверждали, что иногда служители слышат, как призрачные голоса поют в гробницах гимн «Korah mahtah».
Сумрачная махина с Томо-Рета. Диковина с планеты Томо-Рет. Чёрный дроид пятидесяти метров в высоту сидел на троне и дышал огнём на потеху публике. Был уничтожен во время Хергликской давки в 14 743 году ДБЯ, но несмотря на это Викенди и его записал в свой список чудес.
Тракт на Макем-Те. Гигантское белокаменное кладбище, которое видно даже с орбиты планеты. Каждый из своков-своков, аборигенных обитателей планеты, после смерти удостаивался памятной таблички на Тракте. Незадолго до Войн клонов на Тракте было более триллиона табличек.
Храм Эсразы. Располагался на планете Олигтаз. По мнению одних, находился в точке искажения пространства-времени, которая позволяла видеть будущее или телепортироваться. По мнению других, стоял над пещерой, заполненной наркотическим газом. Как бы то ни было, храм, вполне работающий при жизни Викенди Викенди, был разрушен ко времени Галактической гражданской войны.
Запретные сады Нусватты. Еще одна достопримечательность времён Ксима-деспота. Сады находятся в кальдере потухшего вулкана и изначально были загородной резиденцией Ксима. Всех, кто осмеливался зайти в них без разрешения, казнили без промедления. Легенда гласит, что за Садами ухаживали рабы, ослеплённые в детстве. Также здесь проводились казни побеждённых врагов и предателей. После смерти тирана планета Нусватта перешла в собственность хаттов, и те в итоге открыли сады для туристов.
Калиус садж Лилу, также известный как Город сияющего кристалла, находится на Беркесте. Он был целиком вырезан из гигантского соляного кристалла и представляет собой невероятное зрелище. Одно из немногих чудес, которое благополучно пережило все невзгоды и продолжало радовать туристов во время Новой Республики.
Залы знаний. Библиотека на планете Фатиме, специализировавшаяся на информации о форсъюзерах. До времени Империи не дожила.
Алсаканские мозаики. Центральная площадь и проспекты города Рукапар были выложены прекрасной мозаикой. Пять проспектов были замощены мозаикой на всём протяжении от центральной площади до окончания у пяти гор, которые находились на одинаковом расстоянии от города. Большая часть мозаик была уничтожена во время Третьего алсаканского конфликта (14 500 — 14 300 ДБЯ), но кое-что сохранилось до времени Викенди. До имперских времен уже не сохранилось ничего.
Собор ветров на планете Вортекс. Созданный птицеподобными ворсами Собор был доступен для публики всего один день в году, во время Концерта ветров. Тогда ворсы исполняли на нём изумительной красоты музыку, закрывая различные отверстия в стенах Собора собственными телами. Во время Империи ворсы отказались исполнять музыку, но во время первого же концерта после падения Империи Собор был разрушен шаттлом адмирала Акбара.
Космический город. Исполинская космическая станция вокруг планеты Неспис VIII. Считалась одним из самых древних городов в космосе. Была уничтожена в 10 году ПБЯ по приказу Возрождённого Императора.
4. Архитектура: искусство жить в красивых зданиях
Практически на каждой обитаемой планете ДДГ существовала своя архитектурная традиция, о которой мы ничего не знаем. Несколько архитектурных стилей были общегосударственными: так выделяли старореспубликанский классический стиль и старореспубликанское барокко. Также в различной манере застраивались планеты Центра и Мидрима (Среднего кольца), и называлось это центровым классическим и мидримским ориентальным стилем соответственно. Поместье гранд-моффа Таркина на Эриаду было выстроено в духе эклектики с объединением двух этих стилей, которое характеризовалось «огромными помещениями, увенчанными куполом, позолоченными колоннами и каменными полами, отполированными до стеклянного блеска».
К космополитичным стилям, которые встречались на нескольких планетах, а то и в нескольких секторах, относят также высокий тетийский стиль (названный в честь Императрицы Теты) и стиль мед’сото, который стал популярным в последнее тысячелетие существования Старой Республики. В стиле мед’сото была выстроена закусочная Декса на Корусанте.
Ну и раз уж мы упомянули Корусант, то добавим, что он был собранием всевозможных архитектурных стилей. Так, Сенатский район был выстроен в «новом стиле», для которого были характерны детали, выступающие над поверхностью основной застройки: купола, башни и тонкие обелиски. А еще как минимум одно здание было выстроено в алдераанском стиле, это была башня «Оровуд», небоскрёб с элитными жилыми апартаментами.
Архитектура Алдераана ценилась по всей галактике. Алдераанцы старались жить в гармонии с природой и вписывали свои города в ландшафт. Город Кревасс, выстроенный в каньоне, считался одним из чудес галактики. Архитектура Алдераана отличалась чистотой линий и минимумом украшений. Алдераанцы не любили прямых линий и углов и предпочитали мягкие, органичные изгибы. Башни, как правило, строились из светлых материалов. Самым ярким примером алдераанской архитектуры была столица Алдера.
Прекрасные примеры алдераанской архитектуры можно было найти на Камино: столица клоннеров, Типока-сити, и многие другие города каминоанцев, были выстроены в стиле, который назывался «алдерааанский заморский». Знаменитый Облачный город на Беспине также был выстроен по алдераанским образцам и алдераанским архитектором (и, к слову сказать, для алдераанской заказчицы — Ирит Фигг, жены Экклесиса Фигга, владельца компании, которая впервые начала добывать газ тибанну на Беспине).
На многих планетах существовали свои собственные стили, которые однообразно назывались «планетный классический». Таковыми были хаттский классический (к), кореллианский и муунилинстский нео-классический (это два разных стиля), набуанский староклассический (в этом стиле был построен Тид, столица Набу).
Пример хаттского классического стиля (обратите внимание на характерные ворота). Родовое поместье каджидика Гнуды на планете Матаоу
Прекрасные образцы кореллианского нео-классического стиля можно найти в центральной части Ворлпорта, столице Орд Мантелла
Иногда архитектурные стили вырастали из недостатка или избытка строительных материалов. На планете Утапау, бедной деревом, возник оссикский стиль (от ossicle — косточка), особенностью которого являются не сами по себе архитектурные элементы, а строительный материал — кости животных. Наиболее ценными считаются скелеты гигантских китов рехау, которыми можно перекрыть целый ангар, но и кости прочих, более мелких животных также шли в дело (к).
На Мустафаре архитектура подражала флоре — здания единственного города и столицы планеты Фралидейи были построены в форме пещерных грибов кахел (к).
На неласковом Мандалоре после того, как многочисленные войны превратили поверхность планеты в безжизненную пустыню, жители и вовсе были вынуждены изобрести изолированные от окружающей среды города. Там строили био-кубы и био-сферы (все к). Любовь мандалорцев к кубической форме отразилась не только в их архитектуре, но и в живописи (см. главу 6).
Из разномастных строений Татуина упомянем два. Самым известным зданием Татуина является дворец Джаббы Хатта, который изначально был монастырём ордена Б’омарр. Устав этого ордена предписывал суровую жизнь в одиночестве и отречение от мирского вплоть до отказа от своих тел. Достигшие просветления монахи проходили сложную операцию, в результате которой их мозг извлекался из тела и переносился в особый сосуд с питательной жидкостью. Сосуд затем помещался в похожего на паука дроида, чтобы монах мог передвигаться. Многие монастыри этого ордена были захвачены различными преступными элементами, потому что строиться монахи предпочитали в глуши, подальше от цивилизации. Незадолго до блокады Набу Торговой федерацией Джабба Хатт приказал своему архитектору построить арену для проведения гонок Бунта Ив, и тот явно вдохновлялся традицией б’омаррских монахов.
5. Скульптура: память, тщеславие и пропаганда
В искусстве ДДГ широко представлены все виды скульптуры — статуи и барельефы, монументальные и садово-парковые, кинетические и миниатюрные, всё было и в большом разнообразии. Самыми распространёнными материалами для скульптуры были камень и металл, но, конечно же, встречалось дерево, глина, песок, снег, драгоценные камни и даже такой экзотический материал как энергия.
Энергетический подвид назывался «световой скульптурой»: с помощью специального источника энергии скульпторы создавали голографические изображения. Такие скульптуры скрывали возмущения в Силе — если форсъюзер стоял в кругу правильно настроенных световых скульптур, то другой форсъюзер, находясь снаружи, не мог почувствовать его присутствия. На Кореллии был создан особый вид световой скульптуры — кореллианские пламенные миниатюры. Они напоминали сияющие летающие огоньки. Для их создания скульпторы использовали трансоптические волокна растения с псевдолюминисценцией и источник света, который добывался на планете системы Гурлы. Гранд-адмирал Траун очень ценил пламенные миниатюры (но покажите нам, какой вид искусства он не ценил).
Почётное первое место среди самых выпендрёжных скульпторов однозначно занимают хатты. Их статуи можно охарактеризовать тремя словами: толсто, дорого, богато. Зато сразу видно, кто нынче первый хатт на деревне.
Очень похожие друг на друга скульптурные традиции были у форсъюзеров — с первого (да и со второго) взгляда не поймешь, остался артефакт от ситхов или от джедаев. Они предпочитали камень в качестве основного материала, хотя изредка встречался бронзиум и другие металлы. Фигуры рыцарей и лордов, укутанные в плащи, были обычно бесполыми и лишенными расовых признаков.
Разумеется, если скульптор хотел изваять не абстрактного форсъюзера или идею Силы, а статую или бюст с портретным сходством, то пол и раса легко угадывались. К примеру, каноничный бюст мастера Черффа Маоты, который по стилю был очень похож на бюсты в джедайских архивах, выполнен вполне портретно, хотя самому мастеру Маоте можно только посочувствовать — с внешностью ему не очень повезло. Этот бюст окольными тропами попал в замок пиратской королевы Маз Канаты и стал украшением её коллекции. А вот пример с другой стороны Силы — многочисленные статуи Наги Садоу, одного из величайших владык ситхов, тоже вполне передавали всю несказанную красоту оригинала. Бывало так, что лицо исходника было неизвестно, и тогда статую отличали по маске — как статую Ревана.
Иногда в статуи массового производства что-нибудь встраивали — так, после уничтожения первой Звезды Смерти в Империи было сделано великое множество статуэток Дарта Вейдера высотой примерно в метр. При чьём-либо приближении статуэтка начинала играть «Имперский марш». Позднее эти статуи стали коллекционной редкостью.
Джедайский Храм на Корусанте мог похвастаться особенно богатой коллекцией скульптур. У главного входа посетителей встречали барельефы легендарных Четырёх мастеров-джедаев, основавших этот храм, а перед ними стояли две статуи воинов и две — мудрецов. Внутри храма располагались многочисленные статуи, рельефы и бюсты, посвященные различным мастерам прошлого. В библиотеке находились двадцать бронзиевых бюстов тех магистров, которые добровольно решили уйти из Ордена (к). Одним из таких мастеров был граф Дуку.
Ну и раз мы заговорили о Корусанте, то всенепременно надо упомянуть две площади — площадь перед Сенатом и площадь Монументов. Они находились недалеко друг от друга и были известными туристическими достопримечательностями планеты.
Площадь Монументов (помимо самих монументов, конечно) славилась тем, что только на ней можно было увидеть поверхность Корусанта — она была выстроена вокруг самой высокой вершины Манарайских гор, пика Умате. Традиционно на площади устанавливались памятники особо отличившимся гражданам Республики, и в монументах царило полное разнообразие, которое по замыслу архитекторов должно было подчеркивать равенство всех рас государства. Разумеется, после установления Нового порядка статуи когда-то знаменитых алиенов было вытеснены статуями высокопоставленных хуманов, а доминировала над ними огромная статуя Палпатина.
Площадь перед зданием Сената рассекал проспект Основателей, по обе стороны которого были установлены довольно абстрактные статуи основателей Республики (к). В виде статуй, правда, представлены были только хуманы и только из Центральных миров, что вызывало закономерное возмущение тех рас, которые тоже стояли у истоков Республики, но статуями были обделены. Сенатор Палпатин незадолго до своего избрания Верховным канцлером обещал исправить сие досадное упущение, но после выборов как-то о нём запамятовал.
Сам Шив Палпатин являлся не менее ярым поклонником искусства, чем гранд-адмирал Траун, и собирателем артефактов не менее рьяным, чем Орден джедаев. Его офис в офисном здании Сената (не путать со зданием Сената из предыдущего абзаца, это другое здание, которое находилось в том же районе и вмещало, в основном, офисы отдельных сенаторов и офис Верховного канцлера) был образцом художественного вкуса и небольшим филиалом музея ситхских артефактов.
В главном офисе, предназначенном для совещаний, стояли бронзиевые статуи, представляющие Йанжона и Файю, двух из Четырёх мудрецов Двартии (к), легендарных философов из легендарной эпохи основания Республики. Статуи двух других мудрецов, Систроса и Брааты, стояли в вестибюле, ведущем в малый офис канцлера. В статуе Систроса, автора первой республиканской конституции, Палпатин держал свой лайтсабер, который пустил в дело, когда Мейс Винду пришёл его арестовывать. В том же вестибюле располагались очень интересные барельефы, изображающие сражения Великой гиперпространственной войны (к). Напротив барельефов стояла скромная ситхская курильница, ранее использовавшаяся для воскурения коррибанских благовоний при всяких мерзких ситхских обрядах. Барельефы и курильницу вместе с другими ситхскими артефактами обнаружили при раскопках храмов массаси на Явине IV.
В своих апартаментах Палпатин также держал коллекцию сомнительных артефактов, в частности статую, с помощью которой можно было выявлять форсъюзеров. И, кстати, обратите внимание, справа от Рабе на подставках лежат три шара. Это жемчуг с Дака (родной планеты кварренов и мон-каламари), который Палпатину подарил один из сенаторов.
Для разнообразия упомянем статую нехуманского происхождения. На одной из планет гранов, Киниене, был распространен культ богини растений Доеллин, божественной садовницы, чей излюбленный урожай — это граны. Когда Империя разбомбила столицу Киниена Малте, в кратере, оставшемся от бомбежек, граны построили гигантскую статую Доеллин, и весь кратер стал храмом и мемориалом погибших по вине Империи. Жрецы Доеллин в тени её статуи встречались с агентами повстанцев.
Завершим главу о скульптуре интересным случаем поклонения артефактам другой расы. Как известно, аборигенной расой Набу были гунганы. Когда-то, еще до появления на Набу хуманов, туда прилетела неизвестная раса Старейших, которая через какое-то неизвестное время исчезла, оставив после себя гигантские каменные статуи с гуманоидными лицами. Гунганы, воевавшие со Старейшими, превратили их руины в святые места. В одном из таких святилищ, в горах Галло, Босс Насс встретился с королевой Падме Амидалой, которая искала помощи для борьбы с Торговой федерацией.