Читаю Историю папства Е Гергея. Зашибись, лысый, как я необразованная была до сего момента, оказывается.. Вот так вот рассыпаются наивные детские представления об истории церкви.

Постулат первый. Организация церкви. Ну, тут все более или менее традиционно – ну христиане, ну гонимые, ну смерть Петра с Павлом аж в 64 году – дело рук гнусного Нерона. Стандартно. Потом Константин, вызывающий какое-то смешанное чувство – то ли таки верил, то ли просто решил придать себе больше политического весу. Не суть. 313 год, первый Никейский Собор, усе пучком и каком кверху.

Постулат второй. Ё-моЁ, никогда бы не подумала, что в христианстве столько ересей. Зато изрядно порадовал тот факт, что мои почти любимые манихейцы – успели стать в этом списке самой первой сектой. Государственная религия, и все дела, и тут-то вы первый раз вылазит мерзкая харя не иначе как будущей инквизиции – при Константине начинаются гонения на нехристиан. То бишь народ решил поступить в твердом соответствии с принципом "око за око, зуб за зуб" Ладно, отгонялись.

Постулат третий. Великая римская империя таки распадается, центром становится что бы вы думали – а правильно – Византия. Далее следуют 500 лет, на протяжении которых римская церковь становится апостольской и католической (кафолической, на самом-то деле) и более или мене внятно изображает подстилку византийскому Патриарху.

Постулат четвертый. Ей это надоедает. Ну логично, в общем-то, и папский престол обращает свой взор на необразованный и неотмиссионированный запад. Идет суровая экспансия, попутно образуются первые феодальные государства и в итоге – в 8 веке после бесславного окончания дней династии Меровингов приходит Пипин Короткий и всем говорит ша. В итоге – Византия в мммм пятой точке, лангобарды тоже где-то рядом, папа Стефан II в полном параде руководит изрядно пополнившимися владениями. А потом пришел Карл Великий и сказал ша уже папе (не Стефену, который к этому времени был уже полста лет благополучно мертвым)

Постулат пятый. Пап Лев III был суровым реалистом и считал, что с Карлом Великим стоит определенно дружить. Дальше идет длинная цитата, ибо не хочу испортить прелесть ситуации:

Сотрудничество церкви и папы было также необходимо для узаконения франкского политического универсализма в виде империи, как в свое время для королевства Пипина. Именно поэтому Карл вначале восстановил в правах главы церкви привезенного им с собой в Рим папу Льва. Как только это 23 декабря свершилось, сразу же последовало восстановление института империй. Согласно летописи "Жизнь Карла Великого" ("Vita Caroli Magni", 25 декабря 800 года, в праздник рождества, Карл как раз находился в соборе Святого Петра пред могилой Петра, погруженный в молитву, когда в присутствии собравшегося народа к нему неожиданно подошел папа Лев и под торжествующие возгласы народа (Laudes!) короновал Карла, провозгласив его императором.

И на этот раз церемония совершалась сугубо по-византийски (там, начиная с 450 года, императора короновал патриарх). Согласно описаниям франкского придворного историографа Эйнхарда. Карл якобы был не расположен принимать императорское звание: "...как он сам позже утверждал, в тот день он не пришел бы в церковь, какой бы торжественный праздник тогда ни был, если бы заранее знал намерения папы".

Ну, Карл немного пококетничал, но от короны, ясен пень, не отказался вообще – занятное, должно быть было зрелище…

Хе, о дальнейших впечатлениях – в следующих выпусках программы ))))





Current music: хвалебная литургия православной церкви