Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
Хочу с кем-нить поговорить за феминизм в "Звёздных войнах". Вернее не так - хочу, чтобы кто-нибудь умный с толком и расстановкой вещал за феминизм в ЗВ, а я бы слушала с придыханием и обожанием в глазах. Но Великая Сила что-то подсказывает мне, что не в этой жизни.

В современном английском языке есть такая мозговыносящая особенность - использовать слова в отрыве от их исторического контекста? этимологии? - из-за чего буквальный перевод на русский становится невозможен (или если он таки используется, я каждый раз ржу кобылой, как его вижу). Корявое объяснение, но ща попробую с примерами.

Мое любимое, это, безусловно, terran-type. Coruscant is a terran-type planet. Корускант - это планета земного типа. В английском, ИМХО, "terran-type" сейчас означает только то, что эта планета пригодна для жизни людей, уже безо всякой привязке к старой доброй Терре. Поскольку в ЗВ ни Земли, ни Терры, ни Геи, ни Грязи нет-и-не-будет, фраза "планета земного типа" утрачивает смысл напрочь.

Вторым номером идут mandalorian crusaders, мандалорские крестоносцы. Crusader, помимо очевидного, сейчас означает и просто чувака(иху), который не щадя себя усердно с чем-то или за что-то борется. Понятно, что эволюция случилась вполне закономерно, исторические крестоносцы были вполне себе чуваки, которые боролись за освобождение Гроба Господня (а также за бабки, новые земли, торговые пути и возможность назвать себя королями - но об этом в другой раз), но вот в новом значении Гроб Господень и Святая земля куда-то незаметно делись. Может быть, из-за французского происхождения crusader не настолько явно связывается с ношением креста, как его русский перевод. Потому как что делает крестоносец? В первую очередь носит крест, и никуда тут уже не деться, и только во вторую очередь бьет морды неверным собакам, освобождает Гроб Господень и занимается прочими брутальными делами. А мандалорцы, люди хоть и брутальные, кресту не поклонялись, да и вообще по большому счету особо религиозными не были. И походов у них самое главное не было - ни крестовых, ни плоских, ни шестигранных, ни шариковых. А крестоносцы без Крестовых походов - это жалкое, душераздирающее зрелище :)

Предпоследним в сегодняшнем хит-параде будет слово holocaust, чей очевидный перевод вообще ни хрена ни разу не пересекается с нужным. В английском языке holocaust - это геноцид, а тот самый Холокост просто пишется с большой буквы (да, разница та же, что с книгой и Библией). В русском языке (ИМХО, в третий раз) Холокост - это Холокост евреев во время Второй мировой, и никак иначе, несмотря на то, что это слово в смысле убиения кого-то присутствует аж в библейских текстах. Поэтому когда я в первый раз увидела выражение "холокост ботанов" со мной приключилась форменная волчанка. И какбэ да, я даже знаю, что ботаны - это раса такая, но поскольку со слэнговым значением этого слова я ознакомилась несколько раньше, размер волчанки можете себе представить. Холокост джедаев идет в ту же степь, тоже мне, нашли окончательное решение джедайского вопроса.

Ну и завершает сегодняшнее излияние желчи цитата из какого-то фанфика. Не дословно, но близко к тексту. "Погода была прекрасная, синее небо и температура около 70 градусов фаренгейта". Добрый доктор Габриэль Фаренгейт обрыдалсо бы, узнав, в какую галактику запихали его фамилию. Я не знаю, в чем измеряют температуру в ДДГ, но все же питаю стойкое подозрение, что не по шкале Фаренгейта (Кельвина и Цельсия). Остается под вопросом какая-нибудь экзотика типа Реомюра или Ренкина, ибо кто сейчас про них помнит? :)))))))

@темы: Star Wars, Мысли вслух

Комментарии
21.02.2011 в 16:56

Дормамму промахнулся!
Хочу с кем-нить поговорить за феминизм в "Звёздных войнах"
могу только порассуждать о том, как мне графинюшка сатин в этом плане доставляет%(
21.02.2011 в 16:57

Самки - они очень, очень агрессивные! (с) Занзас - не Минздрав, предупреждать не будет! (с)
Поэтому когда я в первый раз увидела выражение "холокост ботанов" со мной приключилась форменная волчанка. Убило наповал :)
21.02.2011 в 17:09

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
О да, англоязычники это любят. И внятно переводить можно разве что во вселенных вроде Вархаммера, которые вроде как потомки Земли.
Я с этим не только в ДДГ сталкивался. Сейчас над аналогичным в Exalted регулярно ломаю голову; один раз пришлось, по сути, христианство заменять коммунизмом.
21.02.2011 в 17:11

Ушла в себя, там и заблудилась
Хочу с кем-нить поговорить за феминизм в "Звёздных войнах". Вернее не так - хочу, чтобы кто-нибудь умный с толком и расстановкой вещал за феминизм в ЗВ, а я бы слушала с придыханием и обожанием в глазах. Но Великая Сила что-то подсказывает мне, что не в этой жизни. что спровоцировало такой вопрос?
21.02.2011 в 17:25

Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
Anakin Sextalker, ща я тогда отдельный пост заведу, а вы (ты?) туда либо напишите про Сатин, либо ссылку киньте. Она ж герцогиня вроде, нет?

XenaPhoenyx, формальным толчком послужил пост в феминистках где-то месяца полтора назад. Там дама спрашивала про разницу образов Леи и Падме. И я вот с тех пор таааак загрузилась, что до сих пор не могу внятно свои мысли на эту тему сформулировать. Потому как я считаю, что ЗВ жутко патриархальная вселенная, несмотря на все попытки не казаться таковой. Но вот взять и расписать, почему именно я так считаю, я пока не могу - слишком неструктурированная информация.

Leetah, ога. Каждый раз вижу, каждый раз радуюсь :))

V-Z, а оно везде. На примере ЗВ просто нагляднее. И как с этим бороться непонятно. И мне еще не очень понятно, как у них это возникло.
21.02.2011 в 17:36

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
tokyo
Я пока вижу лишь один метод борьбы - искать какие-то аналоги, вот как я поступаю. А вот почему возникло... отдельная песня. Я могу вспомнить другую милую реалию языка, корежащую мозги переводчикам, - любовь англоязычников к конверсиям и конструкциям типа "pay-as-you-go-system".
Кстати, еще один пример - "инквизиция" та же. В немалом числе случаев ее надо переводить как нечто совершенно светское, поскольку по-русски сие явно религиозный оттенок несет (Jade Empire тому примером).
21.02.2011 в 18:03

Ушла в себя, там и заблудилась
tokyo я с вами согласна. Возможно с другой стороны подошла но согласна. Могу составить компаню. В плоть до поиска обоснования вистории вопроса (где-то была литература со старых исследований) (найдено). Но о феминизме, особенно во времена Империи говорить нельзя вообще. Ситуация равная мусульманским странам, где на форме мужского большинства - яркие точки женщин, которые "во преки", разными путями. Гендерное равенство - это вообще вопрос краеугольный для ЗВ. В том числе касаемо женщин. дЛя феминизма нужна либеральность :)
21.02.2011 в 18:19

Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
V-Z, а как ты переводил? Орден отцов-дознавателей? Исследователи, дознаватели?

XenaPhoenyx, да толку с той либеральности. Вон в Старой Республике ее было хоть попой ешь, а с гендерным равенством было не очень :) Здесь скорее вопрос о тараканах создателей Вселенной. Типа, раз вселенная (в виде книг/комиксов/игр и прочего) продается в основном мужской аудитории, то про теток надо либо не писать, либо писать в духе "мать, сестра, боевая подруга, любовница", но очень редко когда самостоятельная личность.
21.02.2011 в 18:28

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
tokyo
Смотря где. В ЗВ - оставил Инквизиторием, хотя сейчас уже несколько жалею - но прописалось. А вот во многих других случаях переводил как "дознаватель", благо именно этим и занимались.

По поводу равноправия полов - вот с этим в ДДГ в самом деле туго. Есть, правда, Хэйп и Датомир - но это области победоносного феминизма. Сходу я лишь одну культуру вспоминаю, где вроде бы точно различий по полу не делают.
Мандо'аде, да.)
21.02.2011 в 18:30

Ушла в себя, там и заблудилась
Хотела тебе кое что сказать что бы разобраться с терминами, да, Феминизм - это движение за преобладание женщины над мужчиной, и разрушение мира созданного мужчинами для мужчин. Это раздикальное течение. Либеральные фиминистки - за ГЕНДЕРНОЕ равенство. То есть разделение обязанностей и прав по ровну, и полное равенство в обязанностях, работах, оплатах работ и возможностях. А вот Гендер - это совсем другое. Проще говоря, tokyo, труд ваш назвать нужно не Феминизм в ДДГ, а Вопрос гендерного равенства в ДДГ, иначе мы будем искать амазонок нетрадиционной ориентации. продается в основном мужской аудитории нЭ, не верю, ибо дралась на рынке за книжку я с девкой. скорее вопрос о тараканах создателей Вселенной. вот честно, это как с украинской конституцией! "Дети джедаев" написала женщина, ооооо лучше не читайте она опустила ниже плинтуса всех.
01.03.2011 в 19:45

Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
V-Z, не-не-не, не путай божий дар и яичницу. На Хапане с Датомиром был матриархат, те же траблы с обществом, тока в профиль. Хотя, конечно, он там был не такой забубенный, чем привычный нам земной патриархат, но тем не менее :)

Нащет мандо'аде я не согласна, кстате. Хотя бы с чиста статистических позиций - ежели бы у них на самом деле было гендерное равенство и победа феминизма, то мандалоров-женщин у них было бы поболе, чем одна несчастная Мандалор Разрушительница (в идеале половина, но я согласна хотя бы на треть).

XenaPhoenyx, *фейспалм*
Я прям боюсь спрашивать, откуда у вас такие дремучие представления о феминизме. Или вы считаете, что либеральные феминистки - это не феминистки? Или что на самом деле они маскируются либеральными взглядами?

Я читала "Детей джедаев" :) Эпикфейл в сущности не самого плохого автора. Что, собственно, никак не противоречит всему мною сказанному.
01.03.2011 в 19:55

Должен - значит могу!/Нельзя убивать игрока без согласия персонажа
tokyo
Ну, тут стоит учитывать, что мы не так много Мандалоров знаем. У мандо'аде истории-то на тысячелетия, а точно известных нам лидеров - горстка. Да и то зачастую не поймешь, кто там под маской и именуется Mand'alor.)

А вот насчет Хэйпа с Датомиром... да, там мощный матриархат, что, в общем-то, тот же йуужань-вонг, только в профиль.
Вообще, кстати, а как у не-человеческих-то культур с этим? У тех, у кого внятное разделение полов вообще есть, конечно.