Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
21.09.2012 в 20:11
Пишет tokyo:Статья на челлендж или Галактика страха, вторая частьURL записи
Название: Йуужань-вонги. Краткий обзор религиозных обрядов
Автор: fandom Star Wars 2012
Форма: аналитика
Категория: джен
Рейтинг: от NC-17(кинк!) до NC-21
Примечание 1: йуужань-вонги - это раса внегалактических захватчиков, чем образ мысли и жизней сам по себе тянет на четвертый левел. Подробнее о них можно почитать в вукипедии.
Примечание 2: из-за того, что существует значительные разночтения в йуужань-вонгских именах и названиях, в статье приводится авторское их написание.
Для голосования: #. fandom Star Wars 2012, работа "Йуужань-вонги. Краткий обзор религиозных обрядов"Йуужань-вонги. Краткий обзор религиозных обрядов
Йуужань-вонгская культура придавала большое значение телесным модификациям. Изменять себя и других означало приближаться к богам. Всякая модификация была особым религиозным обрядом. В работе проводится обзор доступных литературных данных и классификация упомянутых в них обрядов. Выделены три основных типа ритуалов, приведены обширные цитаты из первоисточников.
Эпиграф №1- Смотрите, "Понятие жертвы и жертвенности в теократических обществах".
Может записаться? - Лети выискивал самые экзотические специальности.
- А почему на южин-вонгском языке?
- А потому что на родном языке преподавателя, - припечатал Айлен,
и все трое, переглянувшись, как-то сразу и не сговариваясь решили обойти этот курс стороной.
Корускантский университет
Эпиграф №2
Вступление
Под историю неудавшегося нашествия внешнегалактических захватчиков была отведена целая эпоха, названная эпохой Нового ордена джедаев (НОД). Йуужань-вонги задумывались как идеальные Другие, а, значит, их культура должна была максимально отличаться от уже виденных в Расширенной вселенной. Авторам НОДа замысел удался - йуужань-вонги получились народом мрачным, безжалостным и целеустремленным, а их убер-религиозное мировоззрение стало новым словом в целом атеистической галактике. Но никакая религия невозможна без обрядности, и в упоминании этих церемоний авторы эпохи, как могли, стремились отобразить инаковость этой расы. К сожалению авторы довольно редко приводили подробности обрядов, и, несмотря на то, что мы довольно хорошо представляем себе религиозные воззрения йуужань-вонгов, подробности отправления культа зачастую нам не сообщались. В данной статье мы попытались собрать и систематизировать все более или менее подробные описания религиозных обрядов детей Создателя.
Сразу же стоит оговорить рамки исследования. Поскольку религия пронизывала все стороны жизни йуужань-вонгов, то в известном смысле все их действия являлись религиозными обрядами. Даже само завоевание галактики для них было ни чем иным, как огромным жертвоприношением Богам-близнецам Юн-Йаммке и Юн-Харле. Чтобы удержать в рамках статьи, а не монографии, мы будем собирать только упоминания об обрядах, связанных непосредственно с йуужань-вонгами, и не включающих в себя существ других рас. Для иных рас у йуужань-вонгов было, как правило, два пути - на алтарь в качестве жертвы или в трудовые лагеря в качестве рабской силы, и подробное описание этих ритуалов еще ждет своих исследователей.
Источники
Из-за размеров исследования мы решили ограничиться только основным корпусом текстов. В него входят книги цикла "Нового ордена джедаев", издававшийся с 1999 по 2003 год. Также будет привлекаться информация из ролевой книги "The New Jedi Order Sourcebook". Подробную библиографию и ссылки на источники см. в разделе "Библиография".
Классификация обрядов
Все обряды йуужань-вонгов по отношению к себе самим можно разделить на несколько больших групп: 1) обряды изменения внешности, 2) обряды очищения, 3) обряды, связанные с повышением статуса. Разделение это очень приблизительное, поскольку все обряды так или иначе внешность того, кто проводил обряд, меняли хотя бы добавлением новых шрамов.
1. Обряды изменения внешности
Для йуужань-вонгов самоистязание было должным и почетным занятием. Бесконечное изменение было угодно богам, и йуужань-вонги переделывали себя, чтобы им уподобиться. По количеству телесных модификаций можно было судить о статусе и возрасте. Те, кто не смог пройти болезненных обрядов изменения, становились париями, неприкасаемыми, частью самой бесправной и угнетаемой касты. Также телесные модификации четко и однозначно маркировали вонгов в глазах жителей галактики, поэтому неудивительно, что именно эти обряды упоминаются в текстах чаще всего. Наиболее распространенными модификациями были сломанный или вырванный нос, сломанные кости скул, зарощенные потом так, чтобы было видно место слома, многочисленные татуировки, ожоги и еще более многочисленные шрамы. Дальнейшие увечья различались. К примеру, так описывал себя Йомин-Карр [1.1]: "...замысловатый узор из татуировок, почти полностью покрывающий тело, - признак того, что он был бывалым воином; а также на умышленные увечья, которые он сам себе нанес: неоднократно сломанный нос, разорванную верхнюю губу и разрезанные пополам веки. Теперь, когда стали видны его татуировки и поразительной красоты увечья, он был готов доложить исполнителю о самом главном событии." Довольно части высокопоставленные вонги вживляли в своей тело дополнительные детали: "Его плечи и бедра раздавались в стороны посредством свежевживленных костей и хрящей, которые поддерживали на его теле ослепительно яркий плащ."[1.2] Существовали и другие формы увечий, характерных для каждой касты [1.3 - 1.6], но мы сейчас не будем на них останавливаться.
А вот Ном Анор уже не только описывает для благодарных читателей свою внешность, но и впервые упоминает обряд изменения внешности [1.7]: "Он сам выбил себе глаз острым концом горящей ветки, а на его место вставил прекрасное создание - плаэрин-бол - который по виду ничем не отличался от нормального глаза вонга, только зрачок на самом деле был ртом, который мог плеваться каплей яда на расстояние до десяти метров по команде хозяина." Этот обряд может считаться одновременно обрядом изменения внешности и статуса, потому что Ном Анор вынул себе глаз в тот день, когда занял пост исполнителя преторит-вонгов. В другом источнике утверждается, что помимо глаза Ном Анор лишился части лицевых костей, чтобы вместить в глазницу плаэрин-бол. [1.8]
Помимо косметических изменений внешности, йуужань-вонги часто заменяли собственные части тела на части тела других существ, нимало не смущаясь разницей в биологии - настолько совершенны были их технологии. Очевидным поводом для такой замены были полученные в бою тяжелые ранения, так, к примеру, Джасен Соло отрубил Тсавонгу Ла ногу, и позднее эту ногу заменили на лапу вуа'са - опасного хищника с родной планеты йуужань-вонгов. Частью обряда было личное умерщвление зверя мастером войны. "Тсавонг Ла приказал лепщикам вырастить для него вуа'са. <...> Они сотворили этого монстра, мастер дрался с ним и победил даже несмотря на отсутствие одной конечности. Теперь Тсавонг Ла знал, что боги по-прежнему на его стороне и считают его достойным своего положения. А от свежего трупа вуа'са он получил новую ногу." [1.9]
Вживление биологических имплантатов могло быть вызвано и желанием расширить собственные возможности. Так описывается Верховный владыка Шимрра, повелитель всех йуужань-вонгов: "Глаза всех присутствующих смотрели на самого громадного йуужань-вонга, которого Ном Анор когда-либо видел, гиганта даже по сравнению с самыми массивными воинами. Шимрра сидел в молчании на кроваво-красном троне из йорик-коралла, из которого выходили острые иглы и шипы, как будто не позволяя врагам приблизиться к Верховному Правителю. <...> Массивная голова Шимрры была так покрыта шрамами, рубцами, татуировками и ожогами, что едва ли можно было сказать, что у него было лицо - просто скопление рваных, едва заживших ран. Но яростный, проницательный разум светился в горящих мкаак'итах - имплантатах, вставленных в глазницы и позволявших видеть во всем цветовом спектре." [1.10] Мкаак'иты и их разновидности маа'иты заменяли глаза носителя и позволяли, помимо расширения видимого спектра, рассматривать очень мелкие объекты, заменяя, таким образом, микроскоп.
Иногда желаемые изменения продолжалась несколько месяцев. В таком случае обрядом становилось только начало и конец преобразования. Так описывается плащ Тсавонга Ла: "Его плечевые наросты и грудь покрывала ржавая чешуя. Зародыш каждой чешуйки имплантировался в костную ткань, а хор жрецов пел атональные песнопения, от его имени призывая бога войны Юн-Йаммку. Чешуйки прорастали полгода, вытягивая его сухожилия и выламывая суставы под новыми углами. Потом жрецы провозгласили, что болезненная боевая трансформация Тсавонга Ла завершена." [1.11]
Тсавонг Ла, мастер войны, полководец, захвативший Корускант, вообще является для исследователей бесценным источником знаний об обрядах его расы. Его очень часто описывали в книгах, и, поскольку он является одним из самых значительных антагонистов серии, в текстах упоминали многочисленные его трансформации. Именно благодаря ему мы теперь можем описать обряд принесения в жертву части тела. Перед падением Корусканта он провел обряд отнятия руки. Особенно мы хотим тут отметить мысли Тсавонга Ла и абсолютную непротиворечивость и логичность системы верования йуужань-вонгов.
"Сосредоточившись на ритмичном пении Ваэкты [главной жрицы], Тсавонг Ла думал о жертвах Юн-Йуужаня, о глазах, которыми бог пожертвовал, чтобы создать звезды, и о щупальцах, из которых он создал галактики. Как поступали когда-то боги, так должны поступать и йуужань-вонги. Сегодняшняя победа замкнет с левого фланга клещи решающего наступления, и именно поэтому его левая рука легла сегодня под нож. <...> Пока Ваэкта благословляла лапу раданка, которой формовщик собирался заменить отданную в жертву руку, Тсавонг Ла смотрел на насыщенный парами сине-зеленый диск Борлейас, охваченный сверкающей сетью плазменных шаров. <...>
Жрица стала возносить молитвы Юн-Йуужаню и другим богам, готовясь к посвящению жертвы мастера войны Великому убийце. <...> Вытащив из ножен куфи-нож Тсавонга Ла, Ваэкта, согласно ритуалу, начала отрезать кусок кожи с бедра лепщика, который должен был имплантировать лапу раданка на место запястья мастера войны. <...> Ваэкта отрезала тонкую полоску кожи со своего бедра и, не останавливая льющуюся черную кровь, связала две отрезанные полоски вместе. Она возложила все это на церемониальную раковину гатага, благословила именем Юн-Йаммки и передала мастеру войны. <...> Вернув руку на место, Тсавонг Ла обвел взглядом систему обороны Борлейас и наклонился вперед, чтобы под нож формовщика попадал весь локоть. – Нам еще многое нужно от богов – пусть они возьмут всю руку." [1.12]
Нам известно, что обряд отнятия руки был нарочно испорчен жрецами. Организм Тсавонга Ла стал отвергать имплантат. Упоминание ценно тем, что показывает, что происходит после окончания обряда. "Лапа раданка, которой лепщики заменили его руку, срасталась с его локтем так, что соединительные покровы убивали его собственную кожу гораздо выше линии ампутации. Чешуйки и иглы уже добрались до бицепсов, а на предплечье копошились двукрылые личинки, съедавшие отмирающую плоть. Если деформация закончится у плеча, его будут уважать как воина, пожертвовавшего многим из преданности богам. Если продолжится до туловища, или если он просто потеряет руку, его освободят от обязанностей и исключат из касты как "отверженного", изуродованного богами в знак их недовольства." [1.13]
В конце этого раздела уместным будет отметить, что несмотря на кажущееся варварство телесных модификаций, йуужань-вонги всегда крайне практично подходили к церемониям изменения - ни одна модификация не должна была ухудшить качество жизни того, кто ее проходил. Модификации могли быть чисто косметическими (сломанные кости черепа) или в их процессе йуужань-вонг приобретал какое-то полезное для него качество за счет биологического симбионта. Таким симбионтом был уже упомянутый плаэрин-бол, воины могли себе вживлять костяные и чрезвычайно прочные когти или крюки, лепщики (каста ученых, занимающихся выращиванием всевозможных существ) часто заменяли себе руку на изощренные био-манипуляторы. Боги требовали активного служения, поэтому любая модификация, затрудняющая жизнь, пусть и случайно неудавшаяся, отвергалась, а носители таких модификация изгонялись в самую низкую касту и становились опозоренными. Они не могли служить богам, а, значит, были им бесполезны.
2. Обряды очищения
Для йуужань-вонгов любой артефакт технической цивилизации был отвратителен, но в процессе завоевания галактики им конечно же приходилось сталкиваться с различными достижениями цивилизации неверных. Для того, чтобы скверна механической цивилизации не перешла на йуужань-вонгов, жрецами проводились специальные церемонии очищения. Они включали в себя многочасовые молитвы и песнопения, а ее кульминацией становилось удаление оскверненной плоти. В определенный момент церемонии йуужань-вонг погружал загрязненную часть тела в особую чашу, в которой находились плотоядные слизни, и ждал, пока эти слизни не объедят с него кожу. [2.1] Обряд этот был, разумеется, весьма болезненным, и жрецы смотрели на реакцию очищаемого - если он не мог противостоять боли, то это значило, что скверна в нем укоренилась уже слишком глубоко.
Над захваченными пленниками также проводили обряды очищения, но исключительно для того, чтобы не оскорблять богов негодной жертвой. В этом случае обряд явно менялся. Вот как этот обряд упоминается в одном из источников: "В небольшом ограниченном пространстве по правому борту съежились две сотни пленников, захваченных на Гиндине и уже прошедших обряд очищения. Костяные наросты, прикрепленные к их гортаням и челюстям, не давали им выразить страх голосом." [2.2]
3. Обряды изменения статуса
Обряды изменения статуса включали в себя телесные модификации. Если статус повышался, то йуужань-вонгу, его обретшему, полагался какой-то символ его нового положения, если статус понижался, то все должны были видеть того, кто посмел своим действием или бездействием недостаточно славить богов. Далее будут приведены две обширные цитаты, в которых показаны два обряда повышения статуса для разных каст. В первом случае воины получают очередное звание, во втором лепщица становится из ученицы полноценным членом касты и получает новую руку (ближайший аналог из нашей вселенной - молодая кандидат биологических наук получает корочки о защите диссертации).
- Офицер Дошао, - начал он, - за заслуги на мире, называемом Дантуин. Офицер Сата'ак, за заслуги на мире, называемом Итор. Офицер Хармаэ, за заслуги на мире, называемом Оброа-скай. И офицер Тугорн, за его работу по засеву мира, называемого Белкадан, и за заслуги на мире, называемом Гиндин, - он сделал короткую паузу и добавил: - Сделайте шаг вперед и поднимитесь.
Когда четверо офицеров более низкого звания поднялись на помост, из углублений в троне выскочил квартет имплантеров. Когда кандидаты выстроились в линию напротив главнокомандующего, имплантеры заняли позицию за каждым из них.
Маленькие серые шестиногие имплантеры были разновидностью созданий, на которых лежала ответственность за калечившие наросты на пленниках. Как и их собратья, они были снабжены гроздевидными зрительными органами и четырьмя придатками для разрезания плоти и засовывания в открытые раны хирургических кораллов. Но если окостенитель использовал части себя, имплантер необходимые для церемонии наросты нес с собой. Каждый из тех, кто начал медленно подниматься по обнаженным спинам офицеров, нес с собой коралловые рога длиной в два пальца, заостренные концы которых были немного загнуты.
Имплантеры не начали работу, пока не устроились на загривке офицеров, там, где они могли достать до обоих плеч. Используя более острые свои отростки, они проделали на плечевых мышцах глубокие разрезы прямо до костей плечевого сустава. Когда разрезы были завершены, и служки собрали стекшую кровь в чаши, имплантеры вставили в разрезы загнутые рога и, используя смолистые выделения, которые они вырабатывали, прирастили рога к костям плеча и залили ими рану. Похожий на слизняка нгдин ползал по спирали у ног кандидатов, впитывая несобранную служками кровь.
Хоть с них и катил градом пот, а ноги дрожали, ни один из младших офицеров не вскрикнул и не сморщил лицо от боли. Довольный их невозмутимостью, Нас Чока сделал жест четырем своим помощникам, которые поспешили вперед с аккуратно сложенными командными плащами разных цветов. К тому времени служки передали наполненные кровью чаши жрецу, и пока он окроплял содержимым чаш идолов, помощники Чоки развернули плащи и повесили их на только что имплантированные загнутые выступы.
Барабанщики выдали короткую дробь и замерли.
- Вы возвысились и изменились, - объявил Чока. - Теперь, когда вы носите плащи власти, вам будут даны собственные корабли, и вы станете правителями в секторах, в вашу задачу будет входить слежение и переобучение населения тех миров, которые составляют ваше владение.
- Во славу богов! - воскликнули и воины, и офицеры. [3.1]
Нен Йим ступила из церемониальной купели и закуталась в плотный узит. При ее прикосновении одеяние туго обвилось вокруг ее стана, и она ощутила покалывание, когда его усики вошли в ее поры. Это был не узит для всей кожи, а укороченное одеяние, оставлявшее руки и большую часть ног открытыми. Нен Йим пригладила назад короткие черные волосы и протянула перед собой правую руку, глядя на нее словно в первый раз, а не в последний. Затем она проследовала за служителем, который отвел себя в темный грот Юн-Не'Шел, где ожидала наставница.
В гроте пахло солью и маслом, он был тесным, влажным и слегка реагировал на прикосновения. Грот был дальним родственником йаммоска; все, что посетитель чувствовал, находясь в этой камере, усиливалось и возвращалось к нему обратно. Так и теперь, от собственного рвения и от трепета кровь стучала у Нен Йим в жилах. Она встала на колени перед пастью грота - дырой величиной с кулак, окруженной массивным кольцом мускулов. Без колебаний и дрожи она сунула руку в отверстие.
Какое-то время ничего не происходило. Затем из трубок выскользнули зубы - восемь резцов - и впились в ее запястье.
На ее лбу выступили капли пота. Она подчинилась боли. С неторопливостью ледника зубы погрузились в мягкую ткань и заскрежетали о кость. Губы время от времени смыкались, чтобы слизать кровь. Грот послал ей обратно усиленную боль, и ее дыхание прервалось. Нен Йим потеряла чувство времени; каждое нервное окончание в ее теле было обнажено, как будто усики ее одеяния превратились в терзающие иглы.
Но наконец зубы сомкнулись в центре ее запястья; она почувствовала, как они клацнули. Нен Йим сделала долгий успокаивающий вдох-выдох, чтобы приготовиться к тому, что будет дальше.
Это случилось быстро. Внезапно пасть повернулась на девяносто градусов. Рука Нен Йим дернулась следом всего на градус или два, и затем ее кисть оторвалась, оставив кровавую рану. Нен Йим подняла культю вверх и уставилась на нее в тупом удивлении. Она почти не осознавала, что служитель обнял ее за плечи и ведет к темному бассейну в центре грота.
- Я могу это сделать, - прошептала Нен Йим. Она встала на колени у края бассейна, голову мотало из стороны в сторону. В воде плавали темные тени - пятиногие существа, жадно бросившиеся на запах ее крови. Она опустила кровоточащую культю в воду.
Нен Йим думала, что ее тело никогда не испытает большей боли, чем та, что уже была. Она ошибалась. Боли в руке не было вовсе, а был мощный спазм, выгнувший ее тело дугой и заставивший ее корчиться на полу. Она не видела тварь, вцепившуюся в ее запястье. В какой-то ужасный момент она даже не хотела, чтобы это случилось. В голове взорвалась яркая вспышка света, и дальше она не помнила ничего.
Она очнулась, и из глаз полились слезы стыда. Словно сквозь туман Нен Йим увидела стоящую над ней наставницу.
- В первый раз еще никто не выдерживал этого без кратковременного обморока, - сказала она. - В данном случае в этом никакого позора. Если ты когда-нибудь получишь руку мастера, все будет по-другому. Но ты будешь готова.
Рука. Нен Йим поднесла ее к глазам.
Она все еще усаживалась на свое место; густой зеленый секрет обозначал границу между кистью и ее запястьем. Рука имела четыре узких пальца и один большой палец, все они торчали из тонкого, но гибкого щитка, служившего теперь тыльной стороной ладони. Пальцы и ладонь покрывали тысячи крохотных сенсорных узелков. Два самых удаленных от большого пальцев заканчивались маленькими щипчиками. Ближайший к большому палец имел тонкий, острый выдвижной коготь.
Нен Йим попробовала пошевелить пальцами; ничего не вышло.
- Понадобится несколько дней, чтобы срослись нервные окончания, и потом еще некоторое время, чтобы твой мозг привык к сделанной модернизации, - сказала наставница. - Радуйся, Нен Йим - теперь ты воистину адепт. Ты поможешь мне вылепить джиидай и принесешь славу нашей касте, нашему домену и народу йуужань-вонгов. [3.2]
На примере двух цитат можно видеть сходства и различия обрядов разных каст: оба обряда отличаются значительной кровожадностью, но если воины не имеют права показать слабость, то к ученым лепщикам требования чуть мягче.
Выводы
Несмотря на отталкивающую кровожадность и непривычную обитателям галактики любовь к самоистязанию, йуужань-вонгская культура отличалась большой сложностью, проработанностью и логичностью. В жизни йуужань-вонгов все было подчинено религии, всякая сторона жизни контролировалась древними обрядами. Тем сложнее было им переживать общерасовый религиозный кризис, который возник после поражения их сил в битве за освобождение Корусканта и смерти Верховного владыки Шимрры Джамаане. Многотысячелетние культурные практики практически в одночасье (всего лишь за четыре года) превратилась из единственно возможных в неприменимые в новой и сложной жизни, в которой требовалось мирно сосуществовать с многочисленными расами. Несмотря на то, что авторы статьи от всей души приветствуют отказ от активных йуужань-вонгских практик, в особенности от обычая принесения в жертву населения целых планет, они считают, что утрата знаний о подобной культуре будет непростительной. Отсюда родился замысел этой статьи, которая, мы надеемся, станет первой в ряду ей подобных.
Примечания
[1.1] Р. Сальваторе, Вектор-Прим, глава 1
[1.2] Дж. Лучено, Посланники Хаоса. Книга I: Проверка на прочность. Глава 5.
[1.3] А. Оллстон, В тылу врага. Книга I: Мятежная мечта. Глава 5. Описание воина по имени Денуа Ку: Он носил набедренную повязку воина и в руке держал амфижезл. У него был расплющен нос - на удивление симметричное увечье для йуужань-вонга, - и отсутствовала правая верхняя часть губы, обнажая зубы. Кожа его была обильно украшена татуировками. Но самым выдающимся его увечьем был простой, похожий на морщину шрам. По большей части он был яростно-красным, иногда становясь грязно-коричневым, и резко вдавался в его кожу. Шрам начинался на макушке его лысой головы, разрезал его правую щеку до подбородка и шел по другой стороне, затем опять поворачивал вниз, не доходя до левого глаза. Он продолжался вниз по шее и прорезал грудь взад и вперед, прежде чем исчезнуть под доспехами. Затем он появлялся опять на правом бедре и заканчивался кольцом вокруг колена. Должно быть, шрам был одним из самых ранних украшений воина, поскольку его татуировки шли параллельно ему и нигде его не пересекали.
[1.4] А. Оллстон, В тылу врага. Книга I: Мятежная мечта. Глава 8. Описание Чулканга Ла, отца Тсавонга Ла (из касты воинов): "То был йуужань-вонгский воин с таким изрезанным и татуированным лицом, что за этими украшениями не было видно его морщин"
[1.5] Г. Киз, На грани победы. Книга I: Завоевание. Глава 16. Описание Межань Кваад, мастера из касты лепщиков: "Она была худощава, но, несмотря на свой высокий статус, до сих пор обладала формами зрелой женщины. Широкое скуластое лицо Межань украшали ритуальные шрамы ее домена, а ее правая рука была рукой мастера с пальцами для боя. Прочие ее преобразования, в соответствии с эстетикой формовщиков, были более сдержанными. Знаки ее жертвоприношений не были внешними, как к тому стремились члены других каст."
[1.6] Г. Киз, На грани победы. Книга I: Завоевание. Глава 17. Описание Вуа Рапуунга, бывшего воина, чья церемония Изменения прошла неправильно (на момент повествования он был в касте опозоренных): "Йуужань-вонги демонстрировали свое положение в обществе путем нанесения шрамов и жертвования частей тела, но этот словно был образцом того, что бывает, когда это делается до ужаса неправильно. Его волосы свисали мокрыми лохмами, а лицо и шея были покрыты струпьями и открытыми ранами. Шрамы йуужань-вонга были распухшими и нездоровыми. Из его плеч и локтей торчали острые наросты - похоже, это были мертвые или умирающие имплантаты. От воина несло гнилью."
[1.7] Р. Сальваторе, Вектор-Прим. Глава 4
[1.8] Дж. Лучено, Посланники Хаоса. Книга I: Проверка на прочность. Глава 1. "И хотя в глазнице было отчетливо заметно зияющее чернотой отверстие, Элан не могла не отметить, что лицевым костям была умышленно придана форма, необходимая для того, чтобы вмещать в глазницу плаэрин-бол."
[1.9] Г. Киз, На грани победы. Книга II: Возрождение. Пролог.
[1.10] У. Уильямс, Путь судьбы. Глава 9
[1.11] К. Тайерс, Точка равновесия. Глава 3.
[1.12] Т. Деннинг, Звезда за звездой. Глава 32.
[1.13] Т. Деннинг, Звезда за звездой. Глава 39. В тексте В тылу врага. Книга I, Мечта повстанца, в главе 3 содержится более красочное описание: "Его левую руку выше локтя заменяла лапа раданка, вся в красноватых чешуйках и шипах, с пальцами, фаланги которых соединялись неестественным ни для йуужань-вонга, ни для человека образом; шипы и колючки начинали расти и выше локтя, и вокруг них роились маленькие черные точки - пожиратели гноя. Вики подавила в себе дрожь. Несмотря на все увечья и украшения Тсавонга Ла, она нашла его в некоторой степени привлекательным - сила и честолюбие в мужчинах всегда притягивали ее, то была ее тайная слабость - однако поразившее его гниение, которое угрожало лишить его как лапы раданка, так и его могущества, было ей противно."
[2.1] Дж. Уикер, С. Миллер, The New Jedi Order Sourcebook, стр. 10
[2.2] Дж. Лучено, Посланники Хаоса. Книга II: Сумерки джедаев. Глава 15.
[3.1] Дж. Лучено, Посланники Хаоса. Книга II: Сумерки джедаев. Глава 15.
[3.2] Г. Киз, На грани победы. Книга I: Завоевание. Глава 16.
Библиография
Вектор-прим / Vector Prime
Тёмный прилив I: Натиск / Dark Tide I: Onslaught
Тёмный прилив II: Руины / Dark Tide II: Ruin
Посланники хаоса I: Проверка на прочность / Agents of Chaos I: Hero's Trial
Посланники хаоса II: Сумерки джедаев / Agents of Chaos II: Jedi Eclipse
Точка равновесия / Balance Point
На грани победы I: Завоевание / Edge of Victory I: Conquest
На грани победы II: Возрождение / Edge of Victory II: Rebirth
Звезда за звездой / Star by Star
Путешествие во тьму / Dark Journey
В тылу врага I: Мятежная мечта / Enemy Lines I: Rebel Dream
В тылу врага II: Мятежная стойкость / Enemy Lines II: Rebel Stand
Изменник / Traitor
Путь судьбы / Destiny's Way
Еретик Силы I: Обломки / Force Heretic I: Remnant
Еретик Силы II: Обездоленные / Force Heretic II: Refugee
Еретик Силы III: Объединение / Force Heretic III: Reunion
Последнее пророчество / The Final Prophecy
Единая Сила / The Unifying Force
Полный список романов и рассказов можно посмотреть на вукипедии. Там же, на индивидуальных страницах романов, можно найти ссылки на их полные тексты.
@темы: Star Wars: Expanded Universe, Креатив, Star Wars