Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
06.08.2017 в 22:44
Пишет tokyo:Пропаганда эпохи Войн клонов - tokyo (бета Tadanori)URL записи
Название: Пропаганда эпохи Войн клонов
Автор: fandom The Clone Wars 2017
Бета: fandom The Clone Wars 2017
Размер: мини, 1900 слов
Категория: мета
Рейтинг: PG-13
Исходники: Star Wars Propaganda: A History of Persuasive Art in the Galaxy
Краткое содержание: основные направления, символы и идеи в пропагандистских плакатах Войн клонов. Пересказ соответствующей главы из книги.
Для голосования: #. fandom The Clone Wars 2017 — «Пропаганда эпохи Войн клонов»
Последние десятилетия своего существования Галактическая республика находилась в затяжном политическом, экономическом и социальном кризисе. Итогом этого кризиса стала гражданская война, которая завершилась созданием Империи Палпатина. Главные участники и Войн клонов, и предшествующей им эпохе кризиса широко использовали искусство пропагандистского плаката. Самые популярные из них расходились миллиардными тиражами, а их создатели получали правительственные награды.
Формальным началом Войн клонов можно назвать обсуждение в Сенате Закона о создании армии. Конфедерация независимых планет вооружалась — и на Корусанте решили, что пора принимать ответные меры. Исторически у Республики не было собственных вооружённых сил, а сепаратисты, чья риторика становилась всё более агрессивной, собирали армию. Обсуждение в Сенате было очень бурным. Канцлер Палпатин предсказуемо выступал за принятие этого закона, ему вторили сенаторы Кариды и Эриаду; представители мирных планет Алдераана, Набу и их союзников собирались голосовать против.
В политические дрязги вмешалась жизнь. Фактически Война клонов началась на планете Джеонозис, а армия клонов была создана еще до голосования в Сенате.
За каждым плакатом стояла какая-то интересная история. К примеру, после распространения «Политического новояза» выяснилось, что Объединённый комитет за галактический мир был фасадом для террористической организации «Рошу Суне», радикального крыла Готальской ассамблеи за отделение (от Республики). «Рошу Суне» провела несколько бомбовых терактов в месяцы, предшествующие началу Войн клонов.
В создании плаката «Закон о создании армии» использована краткая, но очень выразительная графика. Джедайский лайтсабер был на тот момент единственным оружием, защищавшим Республику. Но позднее работа Саннаб Ро, выполненная по заказу некоммерческой Комиссии за безопасную и защищённую Республику, приобрела еще один дополнительный посыл — что рыцари-джедаи вообще не могут никого спасти.
[И этот абзац совершенно не относится к теме статьи, но мы не могли пройти мимо того факта, что Саннаб Ро является представительницей расы зиделфиадов и вскоре после издания «Закона о создании армии» вошла в четвёртый протогинный цикл, и в данный момент она находится в виде куколки, из которой вылупится мужской особью приблизительно лет через пятнадцать. Больше негуманоидных рас богине негуманоидных рас!]***
Казалось, что война распространилась по галактике в мгновение ока. В Республике и Конфедерации стали появляться патриотические плакаты, укрепляющие боевой дух и прославляющие героических клонов и непобедимых дроидов.
Доубтон создал несколько знаменитых работ для КОМПОРа — Комиссии по сохранению Республики, предшественницы печально известного КОМПНОРа — Комиссии по сохранению Нового Порядка, главной цензурной организации Империи. Он одним из первых стал изображать клонов в качестве символа новой войны.
В то время как пропаганда Республики изображала дроидов как ужасающих врагов, несущих смерть всему живому, сепаратисты пропагандировали другую идею: они объявляли чудовищами республиканцев, потому как те варварски полагались на технологии органического клонирования и вместо надёжных и бездушных роботов использовали в качестве пушечного мяса живых людей. И та, и другая сторона изображали дроидов в виде полезных инструментов и не давали себе труда узнать мнение самих дроидов. После окончания Войн клонов техно-художница Q2-B3KO присоединилась к Готре дроидов — подпольному движению эмансипации роботов.***
Канцлер Палпатин изображался в образе доброго отца, который просил у своей большой республиканской семьи поддержки в защите государства. Такой образ помогал вводить новые законы, расширяющие полномочия Канцлера. Граф Дуку, наоборот, стал первым врагом Республики.
Не связывай ему рук
Не связывай ему рук
Дай полномочия, которые нужны ему,
чтобы привести нас к полной ПОБЕДЕЗло смотрит на тебя
ЗЛО
смотрит на тебяХудожник: Вентан Чассу Художник: Донклод Онструсс
Шив Палпатин был королём масок, и граждане Республики видели скромного сенатора из Мидрима, который построил свою карьеру на борьбе с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Он всегда подчеркивал своё нежелание получить больше власти — и когда его выбрали Канцлером, чтобы он решил вопрос с оккупацией Набу, и когда Сенат продлял срок его полномочий. С сожалением в глазах он разрушал систему сдержек и противовесов в Сенате, реорганизовывал финансовый сектор Республики и национализировал банки, которые были замечены в поддержке сепаратистов. Он сосредотачивал власть в своих руках — и публика обожала его за это. Вентан Чассу, автор плаката «Не связывай ему рук», был ярым поклонником Канцлера и впоследствии нашёл свою нишу в КОМПНОРе, продолжая прославлять мудрость уже Императора Палпатина.
Очень забавный поворот в пропаганде произошёл с образом графа Дуку. До Войн клонов СМИ описывали его как «представительного», «аристократичного» и «полного достоинства» общественного деятеля. С началом военных действий его стали изображать в карикатурном виде, придавая ему заострённые, нечеловеческие черты. На плакате «Зло смотрит на тебя» Дуку и вовсе представлен в виде политической марионетки, за которой проступает облик страшного механического кукловода.***
Джедаи потребовали, чтобы их исключили из пропагандистских картинок, и охотно уступили клонам сомнительную честь выступать символом и олицетворением войны. Мало кто видел их в действии, и, хотя подвиги генерала Кеноби и коммандера Скайуокера широко освещались в прессе, прочие члены Ордена предпочитали находиться в тени. Сепаратистская пропаганда называла их «рабовладельцами», но в целом вплоть до конца войны джедаи находились вне публичного поля зрения. Эта изоляция впоследствии сыграла с ними дурную шутку — если бы они не были так оторваны от общества, то, возможно, намного меньше граждан поверило бы в фальшивый джедайский заговор против Республики.
Джедаи, объединяйтесь ради мира Избави нас от джедайского зла Художник: Байно Доубтон, КОМПОР Художник: Мошену Фоби
Доубтон создал одну из немногих пропагандистских работ, которые были официально одобрены. Канцлер Палпатин лично порекомендовал не использовать изображения джедаев в пропаганде, упомянув их сложное отношение к тому, что их заставили стать военными лидерами Республики.
Сепаратисты же, как показывает нам работа умбаранца Мошену Фоби, плевать хотели на рекомендации Канцлера и вовсю использовали образ джедаев в свои работах. Для сепаратистских окраинных миров джедаи были олицетворением пренебрежительной к ним республиканской политики — если справедливость и джедаи где-то существовали, то точно не в их звёздных системах. Джедаи были бесполезны и не смогли выполнить свой долг хранителей мира — свидетельством тому была сама Война клонов.***
Не меньшей, чем граф Дуку, угрозой был генерал Гривус, которого изображали механическим чудовищем. Ненависть к Гривусу легла на давние предрассудки по отношению к дроидам, и эта дроидофобия с течением войны только возрастала. Когда-то полезные автоматы были признаны опасными инструментами шпионажа, а использование боевых дроидов было сильно ограничено многочисленными запретами.
Здесь будет уместно отметить, что дроиды почти всегда присутствовали на пропагандистских плакатах Конфедерации, которая, впрочем, отличалась не меньшей дроидофобией. Во время Войн клонов древние восстания дроидов и попытки их освобождения были практически забыты, но появление гигантской механической армии, ведомой гигантским механическим военачальником, всколыхнуло полузабытые убеждения о том, что «дроиды — это экзистенциальная угроза биологической жизни».
Дройдеки и супербоевые роботы были стандартным изображением ужасных машин-убийц. Но в Центральных мирах, которые в первые годы были не затронуты военными действиями, обращали внимание и на другую угрозу, которой подвергались бизнесмены и чиновники, использовавшие дроидов-персональных ассистентов. Всегда была возможность, что эти прелестные помощницы, повторяющие округлыми формами биологическую жизнь, могли быть шпионами сепаратистов.
Сепаратистские миры столкнулись с проблемой обслуживания механической армии. Да, у них не было нужды призывать на фронт живых существ, но любая техника стоила денег и нуждалась в ремонте. Патриотично настроенная молодежь, внимая призывам таких рекрутерских плакатов, как «Делай свою часть!», охотно шла в различные гильдии по ремонту и профилактике боевых дроидов. Гигантские фабрики Джеонозиса создавали невероятные по размерам армии, и быстро растущая линия фронта привела к тому, что техник по обслуживанию дроидов стал одной из самых распространённых профессий на планетах Конфедерации.***
Как и в Конфедерации независимых систем, в Республике не набирали людей в армию. Воевали почти исключительно клоны. Но на войну требовались средства, а у самой Республики денег было не так много. В ходе военных действий плавный ход галактической торговли был нарушен, а сама армия требовала непрерывного снабжения. На мирах Ядра стали вводить неслыханные до того момента ограничения в хождении товаров, и расцвёл огромный чёрный рынок.
Посредством пропагандистских плакатов граждан Республики просили ответственно подходить к трате средств, покупать военные займы и не огорчаться тому, что их свободы были ограничены на время военных действий.
Совместное использование спидеров и разумная экономия топлива стали тем вкладом, который требовался ото всех горожан. По гражданским воздушным коридорам могли передвигаться только спидеры с определённым числом пассажиров и только на пониженной скорости. Для такой планеты, как Корусант, новые меры по экономии топлива стали скандальными и требующими невероятных усилий. Для тех, кто был не в силах отказаться от прежнего ритма жизни города-планеты, были отведены специальные выделенные полосы, по которым можно было гонять с прежней скоростью — но за их использование требовалось платить пошлину.
Буму чёрного рынка не мешали ни строгие законы, ни рейды специальных отрядов клонов. Различные воззвания к сознательности и патриотизму потенциальных покупателей были одним из менее дорогостоящих методов борьбы, доносившие до общественного сознания идею, что покупки на чёрном рынке помогают противнику и приносят вред общему делу победы.***
Клоны-солдаты воспевались как герои. Храбрость «мальчиков в белом» превозносилась в многочисленных пропагандистских текстах и изображениях. Каминоанцев быстро (а для республиканской бюрократии так и невероятно быстро) приняли в состав Республики и предоставили им полное членство в Сенате.
Поддержи мальчиков в белом Военные займы
Покупай республиканские военные займыБез названия Художница: Хамма Элад Художник: Джаниор Битхийский Художник: неизвестен
Использование образов клонов в пропаганде прошло несколько стадий. Вначале тиражировался образ непобедимых, обезличенных солдат, винтиков огромной и эффективной боевой машины: «Объединяйтесь» (выше по тексту) и «Военные займы». Еще на раннем этапе военных действий было решено не показывать лиц клонов — кто-то из бюрократов решил, что очеловеченные, индивидуальные солдаты меньше подходят под идею сплочённой, монолитной армии. На это сепаратисты ответили своей анти-клонской кампанией, в которой указывалось (впрочем, довольно справедливо), что Республика создала биологическую гнусность — искусственных эмбрионов, из которых выращивали послушный расходный материал для войны. Использование в военных действиях дроидов было, с точки зрения Конфедерации, намного более «человечным».
Чуть позднее начались попытки немного гуманизировать образ клонов, и художники стали использовать в своих работах прозвище «мальчики в белом», которым клонов наградило мирное население. Это, правда, привело к обратному эффекту, потому что в конце войны антивоенные активисты подхватили это прозвище, указывая на тот неприятный факт, что формальный возраст клонов составлял всего тринадцать лет.
Чем дольше шла война, тем меньше оставалось патриотизма. Со временем броня клонов стала означать не только военную мощь государства, но и последствия военных действий, а шлем, как на пронзительном безымянном плакате, превратился в окрашенную кровью маску смерти. «Мальчики в белом» всё чаще становились окровавленными убийцами.
Неизвестно, куда в отношении клонов зашло бы общественное мнение, но Войны клонов закончились почти так же внезапно, как и начались. Полуразрушенной Республике на грани банкротства и разоренным мирам сепаратистов стало не до судьбы клонов и джедайского Ордена. Старые кумиры оказались позабытыми и ненужными. На смену беззубому КОМПОРу пришла зловещая Комиссия по сохранению Нового порядка, а пропаганда стала использовать совсем другие символы. Но об этом мы расскажем как-нибудь в следующий раз
@темы: Star Wars: New Canon, Креатив, Star Wars