Go to the Dark Side, they have cookies. We, lightsiders, prefer booze.
11.02.2017 в 19:45
Пишет tokyo:Статья "Искусство далёкой-далекой..." - tokyo (Tadanori) - 2 частьURL записи
Первый пост тут:
wtfsw17.diary.ru/p211923323.htm
А тут все, что не влезло в первый
читать дальше6. Живопись: много картинок вразнобой
Про живопись нам известно совсем мало. Несмотря на обилие материала никаких попыток по его классификации предпринято не было. Наиболее изученный раздел живописи — это пропагандистские плакаты (о них мы упомянем в последней главе), потому что недавно вышла целая книжка про искусство пропаганды в ДДГ. Другим разделам живописи, как обычно, не так повезло. Алдераан отличился и тут — одним из самых известных видов живописи были картины мхом, на которых различные виды и сорта мха выращивались в определённом порядке и создавали изумительной красоты изображения. Нужны были долгие недели, чтобы вырастить одну картину. Сабина Врен одно время мечтала о баллончиках со спорами алдераанских мхов, чтобы рисовать ими свои граффити, но в итоге отказалась от их использования, здраво рассудив, что за такую живопись Гера выкинет её с «Призрака» (к).
В РВ самым известным художником, работавшим с мхом, был Об Хаддор, своей выходкой прославивший на всю галактику другую технику — живопись травой. Живопись травой не была живописью в привычном смысле слова — это, скорее, был ландшафтный дизайн, в котором художники выращивали различные растения так, чтобы они складывались в изображения. Об Хаддор, гений, задира и нон-конформист, узнав, что на Алдераан собирается с визитом император Палпатин, выразил желание создать верноподданническую картинку в его честь. Он создал прекрасное полотно, которое изображало Императора, и тот при его осмотре остался очень доволен. Но вскоре на картине расцвели заботливо посаженные художником чёрные лилии, и создалось впечатление, что император стар и болен проказой, казалось, что его кожа гниет. Разозлённый Палпатин приказал клумбу с портретом сжечь, а художника убить. Разумеется, к тому времени Об Хаддор уже успел сбежать с Алдераана.
Пожалуй, самой интересной серией картин была «Celestia Galactica Photografica», которую реальный художник Райан Чёрч нарисовал для одного из артбуков. Её включили в Расширенную вселенную.
Неожиданно популярными были идиллические картины с вуки или Кайшууком. Обычно их выставляли к Дню жизни — народному вукийскому празднику, который стал популярен в галактике в последние годы Империи.
Художники нового канона, нимало не смущаясь, привносят в далёкую-далёкую галактику земные стили. К примеру, неожиданно богатой на академическую живопись оказалась культура неймодианцев, для которых позаимствовали с миру по нитке — портрет неймодианки в белом списан с парадного портрета Екатерины II кисти Левицкого, неймодианец на кааду — это Наполеон avid_-_Napoleon_crossing_the_Alps_-_Malmaison1.jpg" target=_blank>на Сан-Бернарском перевале, а дама в узорном платье — это откровенный Климт.
Самым же интересным, на наш взгляд, заимствованием, является живопись мандалорцев. Помните, в главе об архитектуре мы упоминали их кубические города? Так вот, кубизм у них был не только в архитектуре. Помимо очень милого портрета герцогини Сатин Крайз, вдохновлённого портретами Доры Маар Пикассо, у мандалорцев были кубические фрески и даже своя «Герника». Здесь мы упомянем еще одного внезапного поклонника искусств. Дарт Мол, убивший Сатин, похитил её портрет с Мандалора и держал его в своем доме на Датомире, где его потом увидел Эзра Бриджер.
7. Литература: «Не лѣпо ли ны бяшетъ, хаттие?..»
Как ни удивительно, но литература — это та область искусства, в которой у нас есть хоть какие-то систематизированные данные. Возрадуемся! Писали в галактике много и охотно, и хоть книг как таковых ко времени Империи оставалось не так много, но это вовсе не значит, что у обитателей галактики не было любви к печатному слову. Была, да еще какая. Сами бумажные книги являлись не источником знаний и развлечений, а, скорее, предметом коллекционирования и знаком богатства, тексты обычно распространялись либо в голографическом виде, либо, если обязательно нужен был физический носитель, на флимсипласте.
Основополагающим текстом всей старореспубликанской культуры, неумирающей классикой, «Илиадой», «Дон Кихотом», «Повестью временных лет», сагой о короле Артуре, а также историей принца Гендзи являлась «Деспотика» — корпус текстов, посвященный жизни и смерти Ксима-деспота. Третье издание «Деспотики» издательства «Ронтон» насчитывало более 93 886 томов (нет, не не опечатка. Если выложить все книги о Ксиме этого издания в одну линию, то она будет длиннее, чем имперский звёздный разрушитель типа «Виктори».
Дарита Ксим или Ксим-деспот, был первым хуманом, который создал звёздную империю примерно за пятьдесят лет до того, как возникла Старая Республика. Унаследовав в возрасте двадцати лет королевство своего отца, он завоевал тысячи систем в Тионском кластере. Его экспансии помешали хатты. Он не единожды пытался завоевать их, но после нескольких масштабных сражений попал в плен и умер в одной из хаттских темниц. Несмотря на умеренно скромную, по большому счёту, биографию, он стал одним из культурных символов галактики. Помните главу про чудеса галактики? Два из них принадлежат ему — статуя Ксима-деспота и запретные сады Нусватты. Хатты предпочитали поклоняться его победителям, один из них, Бунта, в итоге достиг божественного статуса. Знаменитые гонки Бунта Ив на Татуине проводились в канун религиозного праздника — Вознесения Бунты (а мы упоминали арену, которую построили по приказу Джаббы, в главе об архитектуре). Искусство: объединяет галактику не хуже Великой Силы!
Разумеется, только учёные, занимающиеся литературой о Ксиме-деспоте (их называли ксимологи), читали большинство текстов «Деспотики», не столь просвещённое большинство обычно предпочитало многочисленные пьесы и голо-фильмы по мотивам. Самыми известными текстами корпуса были «Принц пиратов» Лайкусас Аргайской (и это единственное произведение «Деспотики», которое хоть как-то могло претендовать на историческую достоверность, потому что автор её была современницей Ксима); «Ксим на Вонторе» Пешослока; пьеса «Эвокар» доброго хатта Диреус’Пеи и скандальная, подвергавшаяся цензуре поэма «Блеск киирия» Асенека Кракульского.
У ситхов и джедаев были собственные богатые литературные традиции. Ситхи предпочитали писать мрачные гримуары с названиями вроде «Ритуалы снятия кожи», «Правила двоих» или «Книга теней». Император Палпатин был достаточно плодовитым автором. Его книги вошли в сборники «Справочник Тёмной стороны» и «Абсолютная власть». Они назывались «Книга гнева», «Слабость низших», «Манипуляция жизнью», «Фальшивая война», «Полезные бюрократы» и «Создание чудовищ». Среди его неситхских книг можно упомянуть «Пути к власти», которая была издана незадолго до его восхождения на трон.
Джедаи были менее кровожадны и обычно писали что-то вроде «Истории рыцарей джедаев» или «Аспекты Силы: Тьма и Свет». Впрочем, автора последней книги, Тасиеле Шан, мать знаменитой Сателе Шан, из Ордена таки выгнали, но не за книгу, а за порочащее титул магистра поведение.
В Голонете регулярно выпускали списки бестселлеров, и туда попадали многие книги книги, посвященные публичным фигурам. Так, «Расчленяя Республику: настоящая история графа Дуку» Андевора Джавина в 23 году ДБЯ стояла на первой строчке, а книга мемуаров Лоры Беш, любовницы Нута Ганрея, под названием «Ганрей сверху» продержалась в первой десятке четырнадцать недель. Одновременно с последней вышла книга мемуаров канцлера Валорума «Сдерживая прилив», но она не вошла даже в топ-100.
Помимо упомянутых книг были еще многочисленные тревел-гиды, бессчетные романы и новеллы, великое множество учебников и научной литературы. Ну и, конечно же, все мало-мальски важные исторические персонажи вели дневники, которые потом в обязательном порядке публиковались.
8. Музыка, театр и балет: ария с подтанцовкой
Ничто прекрасное галактике чуждо не было, и вся жизнь разумных существ сопровождалась музыкой и танцами. Чтобы описать все виды популярной музыки нам придётся расширить статью до монографии, поэтому мы не будем этого делать, а отошлём любопытствующих анонимов к нашим коллегам, которые любезно составили прекрасный обзор «Популярная музыка и музыканты в далекой-далекой галактике».
Про театр мы немного упомянули в предыдущей главе. Это было очень популярное развлечение, и отдельные спектакли могли идти тысячелетиями и собирать полные залы. Такова была постановка «Принц пиратов» Лайкусас Аргайской из «Деспотики». Посещали театр все — от наёмников-мандалорцев до императора Палпатина. На планеты попроще и подальше от центра прилетали бродячие труппы артистов и устраивали представления. Они играли водевили и пьески с названиями «Корускантец и я», «Пойте, советники, пойте» и «Блистательный рассвет нового порядка». А Палпатину однажды во время посещения театра и вовсе повезло найти нового подручного — во время премьеры на Корусанте кореллианской пьесы «Uhl Eharl Khoehng» он увидел, что ведущий актёр, Адалрик Брандл, — необученный форсъюзер. Палпатин предложил ему выучиться и стать одним из инквизиторов.
Иногда театр в буквальном смысле слова мог спасать жизни, как это было в случае с родианской драмой. Еще на заре Старой Республики родианцы как вид оказались на грани выживания из-за своей чрезвычайно агрессивной культуры. Родианцы уничтожали сами себя в бесконечных гладиаторских схватках. И Великий защитник Харидо Кавила, глава Родии, придумал изящное решение — срежиссированные бои давали выход природной агрессии родианцев, но позволяли зрителям остаться в живых. Вначале родианская драма представляла собой хореографические схватки, но довольно быстро родианцы поняли, что интерес аудитории намного сильнее привлекают истории, в которых есть мотивация и объяснение дракам. Со временем родианская драма приобрела изощрённые сюжеты и распространилась по галактике. Выяснилось, что не только родианцы любят хороший, зрелищный мордобой в антураже, и прочие расы стали с удовольствием посещать представления.
В 22 году ДБЯ сенатор Родии Онаконда Фарр, чтобы поддержать принятие Закона о создании армии (закон этот, как понятно из названия, позволял сформировать Республике собственную армию. Для Республики это был насущный вопрос, потому как Сепаратисты во главе с Дуку уже стали силой, с которой надо считаться. В день голосования за этот закон было совершено покушение на сенатора Падме Наберрие, а вскоре после этого начались Войны клонов), создал четырёхчасовую пьесу в стиле родианской драмы, которая называлась «Мытарства Восдии Нумы», которая в виде крайне прозрачной аллегории показывала нерешительность Сената и канцлера в принятии закона. Сенатор Фарр даже сыграл небольшую роль на премьере спектакля, которая состоялась за неделю до покушения на Падме.
На Корусанте было как минимум два известных оперных театра. Корусантской опере покровительствовал Финис Валорум, а Шив Палпатин предпочитал Галактическую оперу. «Кальмаровое озеро», мон-каламарский балет, во время которого Палпатин беседовал с Анакином Скайуокером о Дарте Плагеусе, с успехом шёл именно в последней. В Корусантской опере, которая позже станет Имперской, шли «Краткое царствование будущих призраков», «Предвозвестник королевского падения» и «Агония Таркина».
В Империи всех кадетов военного флота приобщали к высокой культуре, и их учебный курс включал в себя анализ оперы «Чаша и алтарь» (к). Многие офицеры и после выпуска оставались поклонниками оперы, так адмирал флота Галлий Ракс, начальник гранд-адмирала Рай Слоан, предпочитал старореспубликанкую «Кантату Коры Вессоры». Но Империя хоть и сохраняла республиканское наследие, но вносила туда свои предпочтения насчёт чистоты расы. В знаменитой опере «Каллейский цикл», которая была посвящена первой исследовательнице Хайдианского гиперпространственного пути Фрейе Каллее, мужскую роль Бану Хайдии традиционно исполнял двойной бас из дуросов. Когда оперу поставили при Империи, то на главную мужскую роль взяли хумана Амаро Фонтина, а Брентальский совет по Высокой человеческой культуре издал специальный пресс-релиз, в котором отвергалась «недалёкая идея, что хуман не сможет так же хорошо спеть партии дуроса».
9. Неизящное искусство: граффити, ноуз-арт, реклама и кое-что еще
Для достойного завершения нашей статьи упомянем еще несколько видов искусства, исключительно для того, чтобы показать нашим читателям симпатичные иллюстрации.
Пропагандистские плакаты были очень популярны во все времена — их рисовали для приглашения подданных на день рождения монарха, чтобы призвать к голосованию, чтобы склонить на свою сторону, чтобы выразить свои идеи, ну или несогласие с идеями противника. По понятным причинам расцвело искусство агитационного плаката при Войнах клонов и достигло своего зенита при Империи и Восстании. Пропаганду создавали как всегалактически известные художники, так и рядовые члены какой-либо группировки. Мы отобрали несколько примеров, чтобы показать всё разнообразие художественных приёмов.
Плакат времён заката Галактической республики создан по заказу Финиса Валорума для празднования тысячелетнего юбилея государства. Валорум так долго раздумывал над дизайном, что в итоге его сместили с поста Верховного канцлера раньше, чем плакат ушёл в массовое производство. Заметим, что на нём изображен Систрос, один из четырёх легендарных философов (см. главу про скульптуру).
Имперский плакат с надписью «Ты думаешь, они хотят мира? Повстанцы — это террористы!» напоминает о том, что у Восстания не всегда были чистые руки, и что смерти и разрушения при нападениях партизан Со Герреры и ему подобных забывать никто не собирается. Повстанцы на это ответили лаконичной и пронзительной работой «Помни Алдераан».
Последний плакат — это пример сделанного за пять минут в Фотошопе мема. Пилоты Сопротивления шутили, что стоит По Дамерону сфотографироваться в героической позе — и ряды Сопротивления сразу же пополнятся его поклонниками. Йоло Зифф, один из пилотов, довёл размышления до логического финала — взял фотографию Дамерона и сделал коллажик с надписью «Сопротивление. Смотрим за небом и звёздами». И в самом деле, опубликованный в Голонете плакат привлёк множество новых рекрутов в Сопротивление (тут авторы статьи сложили щупальца на пузике и вздохнули, что они бы тоже охотно пошли в пилоты, если бы им пообещали По Дамерона в начальство).
Реклама в далёкой-далёкой галактике была, как правило, трёхмерная и голографическая, обычно напоминая мерзкие гифовые баннеры на сомнительных сайтах. На планетах, где с технологией и ресурсами было сложнее, рисовали обычные двумерные изображения. Голографические мы вам показать не сможем, но вот несколько примеров обычной рекламы.
Клоны тоже не были лишены чувства прекрасного. К сожалению, возможностей самовыразиться в искусстве у них было не так много, но они охотно украшали и свои доспехи, и свои корабли. Прекрасные образцы ноузарта украшали космические корабли времён Войн клонов.
Самым хулиганским искусством в ДДГ были граффити. Как правило, они не отличались особой изысканностью, но отдельные художники, например Сабин Врен, рисовали замечательные граффити (хотя и Сабин порой изменяло чувство меры).
9 и ¾. Выводы
Искусство далёкой-далёкой галактики было чрезвычайно разнообразным, и мы надеемся, что наш обзор, не претендуя на всеохватность, все же показал, насколько интересным, красивым и самобытным оно могло быть. Мы благодарим тебя, наш анонимный читатель, за то, что ты дочитал до конца эту статью, и если при очередном пересмотре эпизодов «Звёздных войн» ты распустишь хвост и расскажешь про костяную архитектуру Утапао или «Кальмаровое озеро» Галактической оперы, то мы будем считать свою миссию по распространению знаний о ЗВшном искусстве выполненной.
@темы: Star Wars: New Canon, Star Wars: Expanded Universe, Креатив, Star Wars
Мандалорцы тож любили петь. Например Джанго кроме тренировок и внедрения в сознание многочисленных "сынулек" родной культуры, занимался с ними еще и хоровым пением, стремясь развить их чувство прекрасного, переведя мандалорские песнопения на межгал. Да и судя по истории мандо непрочь были за столом попеть.) Фенн Шиса тож был любитель музыки. Боба Фетт был любителем литературы с детства. Вообщем, мандо далеко от Республики-Империи не ушли.))))